ПРИШВИН Михаил Михайлович

ПРИШВИН Михаил Михайлович
(23.01(4.02). 1873, имение Хрущево Елецкого у. Орловской губ. - 16.01.1954, с. Дунино Московской обл.)
   писатель, в художественной прозе и дневниках к-рого заключена оригинальная нравственно-философская концепция. Сын купца. За "свободомыслие" исключен из гимназии (г. Елец). Получив специальное образование, служил агрономом. Интересовался этнографией и фольклором. Ранние произв. П. связаны с впечатлениями от рус. Севера и раздумьями об отечественной истории. Живя в Петербурге, сблизился с А. М. Ремизовым, испытал влияние Мережковского и Розанова. После революции жил в Ельце, на Смоленщине, в Сергиеве Посаде, последние годы - в подмосковном с. Дунине, много путешествовал. Писал рассказы об охоте и животных (мн. из них для детей), а также повести (наиболее яркая - "Жень-шень"). На первом плане прозы П. - человек в его органической связи с природой. К автобиографическому роману "Кащеев; цепь" примыкает повесть о природе творчества "31 равлиная родина". Едва ли не центральное место в наследии П. принадлежит дневнику (1900–1954). Опорные понятия философии П. - "родственное внимание к миру: (любовное созерцание всего и вся, устремленность i бескрайне широкому единению людей между собой и (природой) и "творческое поведение" (оно мыслится i свойство любой деятельности, включая повседневно! общение, и возможный удел каждого человека; как неразрывно связанное с радостной причастностью миру и с тихим подвигом): "Творческое поведение я понимш как усилие в поисках своего места в общем человеча ком деле и как долг… оставаться самим собой" (Собр. соч.: В 8 т. М., 1982–1986. Т. 2. С. 454). Соборность, щественность, по словам П., составляют "лишь результат более утонченной личности". Искусство П. поним как одну из равноправных форм творчества: "Все пов дение художника должно быть таким же, как всякого с щества, создающего бескорыстные ценности: это поведение состоит в поисках выхода из неизбежного стра, ния" (Там же С. 458). Для писателя были неприемлем резкое противопоставление "правых" и "неправых культивирование споров, интеллектуальные "схватки". В мироотношении П., свободном от социального; пизма, органически сопрягались признание ценности исторического прошлого и настоящего с устремленностью к будущему, к дальнейшим преобразующим стремлениям об-ва и человечества. Свое творчество он основал как одно из бесчисленных звеньев обогащения человеческого опыта. П., как ранее Григорьев и Достоевский, бережно относился к органике народной жизн "Только я сам, действительно близкий к грубой матери своей родины, - писал он - могу преобразить ее, поминутно спрашивая: "Тут не больно?", и если слышу "больно", ощупываю в другом месте свой путь" (Там же. Т. 8. С. 158). Писатель осуждал тех представителей интеллигенции, к-рые, пусть даже и во имя свободы, готовы убивать "отчее, быт". Отмечая, что в составе "священной протоплазмы" человечества наличествует "бунтующий атом", он утверждал, что с этим атомом поднимаются "тьма и пламя мира", "рычащая злоба, звериная и страшная" (Там же. С. 65). Философия П. являла собой своеобразную философию жизни. Неистребимым источником жизнедеятельности человека и его радостного мироощущения для П. служит некое внерациональ-ное начало, объединяющее людей с природой. По словам П., в той глубине бытия, где зарождается поэзия, "нет существенной разницы между человеком и зверем" (Там же. Т. 3. С. 46). Свою философско-культурологическую концепцию П. разработал "в одиночку", корректируя и углубляя усвоенный им в пору молодости опыт рус. религиозных мыслителей, мало обращаясь (или не обращаясь вовсе) к ученым трудам. В 30-50-е гг. он держался в стороне и от литературной среды.
   С о ч.: Дневники. 1914–1931. [Т. 1–7]. М., Спб., 1991–2006.
   Л и т.: Пришвин и современность. М., 1978; Чурсина Л. К. К проблеме "жизнетворчества" в лит.-эстет. исканиях нач. XX в.: (Белый и Пришвин) // Рус. литература. 1988. № 4;Агеносов В. В. Творчество М. Пришвина и современный философский роман. М., 1988; Гачев Г. Д. Русская душа: Портреты рус. мыслителей. М., 1991; Дворцова Н. П. М. Пришвин и русский космизм // Проблемы литературы в ее связях с философией и искусством. Тюмень, 1992.
   В. Е. Хализев

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ПРИШВИН Михаил Михайлович" в других словарях:

  • Пришвин, Михаил Михайлович — Михаил Михайлович Пришвин Дата рождения: 23 января (4 февраля) 1873(1873 02 04) …   Википедия

  • Пришвин Михаил Михайлович — Михаил Михайлович Пришвин Дата рождения: 23 января (4 февраля) 1873 Место рождения: с. Хрущёво Лёвшино, Елецкий уезд, Орловская губерния, Российская империя Дата смерти: 16 января 1954 Место смерти …   Википедия

  • Пришвин Михаил Михайлович — (1873 1954) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Пришвин Михаил Михайлович. Биография • Есть разные мертвые, одни из глубины пережитых тысячелетий и теперь властно определяют направление нашего современного лучшего. • Мир на земле возможен лишь при …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Пришвин Михаил Михайлович — [23.1(4.2).1873, имение Хрущёво, ныне Елецкий район Липецкой области, 16.1.1954, Москва], русский советский писатель. Родился в купеческой семье. Учился в Рижском политехникуме (1893 97). За участие в марксистских кружках был арестован. Окончил… …   Большая советская энциклопедия

  • Пришвин, Михаил Михайлович — Михаил Михайлович Пришвин. ПРИШВИН Михаил Михайлович (1873 1954), русский писатель. Философско–лирическая проза, связанная преимущественно с темами природы, истории, с народным бытом и фольклором. Дневники, очерки, поэма в прозе “Фацелия” (1940) …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Пришвин Михаил Михайлович — (1873 1954), рус. сов. писатель. Поэзия Л. занимает большое место в духовном мире П.; в своей прозе и дневниках он часто обращается к творчеству и личности Л. В романе «Кащеева цепь» (1928 54) и в миниатюре «Поза» из цикла «Глаза земли» (1946 50) …   Лермонтовская энциклопедия

  • ПРИШВИН Михаил Михайлович — (1873 1954) русский писатель. Философско лирическая проза, связанная преимущественно с темами природы, истории, народным бытом и фольклором. Дневники, очерки, поэма в прозе Фацелия (1940), повесть Жень шень (1933), роман сказка Осударева дорога… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пришвин Михаил Михайлович — (1873 1954), русский писатель. Философичная лирическая проза, связанная преимущественно с темами природы, русской истории, творчества, народным бытом и фольклором: дневники, очерки, поэма в прозе «Фацелия» («моя песнь песней»; 1940), повести… …   Энциклопедический словарь

  • Пришвин, Михаил Михайлович — [1873 ] современный писатель. Род. в купеческой семье. В юности участвовал в революционном движении. Получив высшее агрономическое образование в Германии, работал в России в качестве агронома. В 1905 перешел к лит ой деятельности. Первая книга П …   Большая биографическая энциклопедия

  • Пришвин Михаил Михайлович. Биография — Пришвин Михаил Михайлович (1873 1954) Пришвин Михаил Михайлович Биография Русский писатель. Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля (по старому стилю 23 января) 1873 в имении Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии (Липецкая обл.), в… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Пришвин Михаил Михайлович — М. М. Пришвин. Пришвин Михаил Михайлович (1873, село Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии — 1954, Москва), писатель. Проза Пришвина, отличающаяся своеобразным философско лирическим настроем, связанным преимущественно с темами природы,… …   Москва (энциклопедия)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»